Я - исследователь

Я - исследователь

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

       Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие учреждения с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

    Цель программы: создание условий для успешного освоения учащимися основ исследовательской деятельности.

       Задачи программы:

ü    формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

ü    обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

ü    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

ü    развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Ожидаемые результаты:

   По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•        организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество учащихся;

•         учащиеся обучатся правилам написания исследовательских работ

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов;

•   создадутся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•   сформируются представления об исследовательском обучении;

•  активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Учащиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. Педагог не принуждает детей, учащиеся, которые не участвуют в этой исследовательской работе, могут принять участие в следующей.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Бердникова Алина Андреевна

Педагог дополнительного образования

Образование – высшее

В данном учреждении – первый год работы

Педагог работает по дополнительной общеразвивающей программе «Я – исследователь», срок обучения -1 год, возраст-7-11 лет

 

Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru