Наставничество как средство социализации детей с ОВЗНаставничество как эффективное средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в творческих объединениях МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» Внедрение технологии наставничества в организации дополнительного образования. Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)». Вступление. Актуальность проблемы. Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка. Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры. Представляем вам практику наставничества «Педагог-Ученик обучающийся)» основанную на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»». Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка. Цель практики наставничества в дополнительном образовании: адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого. Задачи работы наставников в дополнительном образовании: - установление контакта с наставляемым; − подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и продуктивной деятельности в коллективе; − раскрытие личностного, творческого потенциала обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; − формирование у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах. Ожидаемые результаты практики. Обучающийся с ОВЗ сможет: - улучшить психоэмоциональное состояние, - самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других, - участвовать в конкурсах, - повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам. Внедрение технологии наставничества. Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации. Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ. На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:
Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ: Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу. Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика. Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ. Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов. Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы. Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе. Показатели результативности После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика: - улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям; - нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче; - повышение уровня самооценки наставляемого; - активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью; - повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни; - полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах. Данные о результативности Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп». Участие в муниципальном фестивале «Минута славы». Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ. 1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ. Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях. 3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово». 2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство». Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения». Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска». Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца. Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях. Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке: https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw Состав методических материалов:
Набор упражнений и игр включает:
При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A |