Наставничество как средство социализации детей с ОВЗ

Наставничество как эффективное средство социализации

детей с ограниченными возможностями здоровья

в творческих объединениях МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»

Внедрение технологии наставничества в организации дополнительного образования. Форма наставничества «Педагог – ученик (обучающийся)».

Вступление. Актуальность проблемы.

Внедрение наставничества в форме «Педагог – ученик (обучающийся)» актуально в деятельности МБУ ДО «Дом детского творчества г. Байкальска», так как педагоги дополнительного образования общаются со своими воспитанниками в течение длительного периода времени, некоторые дополнительные общеразвивающие программы рассчитаны на 3-5 и более лет, таким образом педагоги участвуют в процессе формирования личности, в преодолении подросткового кризиса, в формировании жизненных ориентиров. Педагоги -наставники помогают адаптации обучающихся в новом коллективе, развивают мотивацию к обучению и творчеству, взаимодействуют с детьми в неформальной обстановке, не связанной с официальными отношениями, что позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Особенно важны отношения наставничества, когда ситуация касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать ещё и психологические барьеры.

Представляем вам практику наставничества «Педагог-Ученик обучающийся)» основанную на совместном опыте педагогов дополнительного образования Лыковой Л.Н. и Поповой И.А., которые занимались с одним и тем же обучающимся с ОВЗ на базе МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска», посещающим творческое объединение «Вокальный» и объединение «Студия английского языка «АВС»».

Перед педагогами встал вопрос о необходимости организации совместных действий по адаптации и развитию ребенка, выработки единого подхода к общению и обучению данного ребенка.

Цель практики наставничества в дополнительном образовании:

адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе, раскрытие потенциала наставляемого.

Задачи работы наставников в дополнительном образовании:

- установление контакта с наставляемым;

− подготовка обучающегося с ОВЗ к самостоятельной, осознанной и продуктивной деятельности в коллективе;

− раскрытие личностного, творческого потенциала обучающегося с ОВЗ, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

− формирование у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах.

Ожидаемые результаты практики.

Обучающийся с ОВЗ сможет:

- улучшить психоэмоциональное состояние,

- самостоятельно оценивать свои достижения и достижения других,

- участвовать в конкурсах,

- повысить познавательную мотивацию и желание продолжать обучение по дополнительным программам.

   Внедрение технологии наставничества.

Ежегодно принимая детей в творческие объединения, педагоги автоматически становятся наставниками своих обучаемых – как в учебной, образовательной деятельности, так и в сфере коммуникации.

Когда был объявлен набор в творческие объединения, в «Вокальный» и «Студию английского языка «АВС»» пришла мама с девочкой 10-летнего возраста, имеющей ограниченные возможности здоровья. В оба объединения девочка была принята на курс по основной общеразвивающей программе по настоянию мамы и по результатам собеседования. Девочка оказалась непростая – требующая дополнительного внимания и педагогической работы. Педагоги пришли к решению о совместной наставнической деятельности над ребенком с ОВЗ.

На подготовительном этапе был разработан план работы для выявления проблемных сторон и определения зон развития ребенка. В ходе встречи – знакомства, которая прошла в форме диагностической беседы – игры «По ступенькам «АВС»» в студии английского языка, и тест – анкетирование в объединении «Вокальный», были выявлены следующие проблемы:

  1. Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
    раздражительности, упрямству.
  2. Быстрая смена настроения: то чрезмерно веселая, то становятся раздражительная, плаксивая.
  3. Испытывает затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения, не может дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте.
  4. Боязнь громких звуков (музыка, речь).
  5. Боязнь большого скопления людей.

Была поставлена цель работы наставничества с ребенком с ОВЗ:

Сознательная реабилитация и развитие личности ребенка с ОВЗ, способной к творческой самореализации посредством освоения дополнительных общеразвивающих программ по вокалу и английскому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Установление контакта с подростком,
  2. Адаптация обучающегося с ОВЗ в новом детском коллективе,
  3. Раскрытие потенциала наставляемого,
  4. Подготовка к конкурсным и социально-значимым мероприятиям,
  5. Развитие кругозора, помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы.

Были выбраны различные формы работы:индивидуальное консультирование, работа в парах, группах, включение ребенка с ОВЗ в коллективную работу.

Применялись следующие методы работы наставников: наблюдение, беседа, анкетирование, личный пример, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, социально-психологическая профилактика.

Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы ребенком с ОВЗ педагоги встроили в программу специальные мероприятия и предусмотрели индивидуальные задания и упражнения, особенно на начальном этапе работы. В календарном тематическом плане намечались индивидуальные задания для ребенка с ОВЗ.

Педагоги составили индивидуальный календарный план работы с наставляемым, в котором особое место выделено для работы с родителями. Родители активно участвовали в подготовке к мероприятиям, конкурсам, внимательно прислушивались к рекомендациям педагогов.

Взаимодействие педагогов-наставников между собой было регулярным, проводился обмен информацией о наставляемом ежемесячно, в план работы вносились коррективы.

Обратной связью для мониторинга процесса наставничества служили беседы с родителями и педагогами общеобразовательной школы. Отмечались положительные изменения в поведении ребенка: уровень тревожности снизился, процесс общения со сверстниками стал легче, желание участвовать в мероприятиях, конкурсах, начали устанавливаться контакты в детском коллективе.

Показатели результативности

После обучения по дополнительным общеразвивающим программам «Вокальный» и «Студия английского языка «АВС»» и участия в программе наставничества, отмечается положительная динамика:

- улучшение образовательных результатов и позитивное отношение к занятиям;

- нормализация уровня тревожности; процесс общения со сверстниками стал легче;

- повышение уровня самооценки наставляемого;

- активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

- повышение уровня осведомленности о различных сферах жизни;

- полученные от наставников знания использует в других олимпиадах и конкурсах.

Данные о результативности

Участие в региональной онлайн олимпиаде по музыке «Покори музыкальный олимп».

Участие в муниципальном фестивале «Минута славы».

Участие в районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

1 место в городском фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ.

Грамота директора МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» за активную жизненную позицию и участие в муниципальных конкурсах и городских мероприятиях.

3 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Художественное слово».

2 место в открытом районном фестивале-конкурсе «Вместе» для людей с ОВЗ в номинации «Изобразительное искусство».

Диплом за активное участие в муниципальном сетевом проекте «Территория творческого чтения».

Диплом 1 степени конкурса переводчиков «Английский язык – это интересно!» среди обучающихся 5-9 классов МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска».

Диплом участника городского конкурса рисунков, посвященный дню отца.

Педагогами Лыковой Л.Н. и Поповой И.А. собраны методические материалы для работы педагога наставника с ребенком с ОВЗ, а также подобраны упражнения и игры, которые можно использовать на занятиях.

Познакомиться и скачать материалы можно по ссылке:

https://yadi.sk/d/ldoDPSFNWYqqFw

Состав методических материалов:

  1. Алгоритм работы наставников.
  2. Анкета для родителей детей с ОВЗ.
  3. Диагностическая карта умений ребенка по английскому языку.
  4. Дневник наблюдения за ребенком с ОВЗ.
  5. Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
  6. Карта сравнительного мониторинга результатов обучения в группе по программе.
  7. План индивидуальной работы педагога с ребенком с ОВЗ.
  8. Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
  9. Рекомендации при составлении программы по наставнической работе с обучающимися с ОВЗ.

Набор упражнений и игр включает:

  1. Игры для социализации
  2. Скороговорки на русском и английском языках.
  3. Тест - игра для определения уровня владения английским языком.
  4. Упражнения для дыхания по методике Стрельниковой
  5. Упражнения для развития речи
  6. Упражнения для тренировки дыхания
  7. Упражнения на координацию движений
  8. Физминутки на русском и английском языках.

При активном участии и практической помощи руководителя мультстудии «Нерпёнок» при ДК «Железнодорожник» Руских Т.Ю., педагогами был создан мультипликационный фильм о работе наставников. Посмотреть фильм можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/t_0Qhj8DSj6Z0A

Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru