Метод.рекомендации «Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога» Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В. г. Байкальск, 2024 г. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Работа по самообразованию, это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога. Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога. 1 стадия: "выживание" (первый год работы); 2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы); 3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования). 4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога) Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала. Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры. Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей. Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской). Наивысший уровень самообразования присуще таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер. К какому уровню соотнести себя, зависит только от Вас. В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы. Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования: 1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе…. 2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности. 3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения. 4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы как средство повышения мотивации обучающихся. 5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе… 6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе…… 7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик). 8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются: • название темы, • цели, задачи, • предполагаемый результат, • этапы работы, • сроки выполнения каждого этапа, • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, • формы представления результатов по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация должна быть оформлена как в письменном виде, так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете. . Оформление плана по самообразованию Министерство Просвещения Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» План по самообразованию Тема: «_______________________________________________________» (название темы) ________________________________________ (сроки работы над программой, учебные года) __________________________________ (ФИО педагога) __________________________________ (должность) __________________________________ (категория, стаж работы) г. Байкальск, 2024 г.
Тема: «………………………………….» Дата начала работы над темой: _________________ Предполагаемая дата окончания работы: _________________ Цель: «……………» это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Задачи: ……………. Схема формулирования задач
Примерный перечень задач:
Этапы работы: 1 этап (аналитико-прогностический) - 20… – 20… учебный год 2 этап (практический) - 20… – 20… учебный год 3 этап (обобщающий) - 20… – 20… учебный год 4 этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный год
Предполагаемые результаты самообразования: (исходя из целей и задач) …………………. 1. … . 2. … . 3. … .
Перспективный план работы по теме самообразования
Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:
Примерные перечень формулировок результатов работы :
Результаты работы и формы его представления:
üРазработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц) üсеминар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц) üПроведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) üМастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …» üВыставка работ. «Тема...» (месяц) üОформление сборника консультаций для педагогов, родителей. Тема «…» üДоклад, выступления, реферат, статья в журнале. üРазработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка. üВыработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии. üРазработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. üРазработка новых форм, методов и приемов обучения. üВыступление на заседании МС, РМО, педсовета. üСоздание комплектов педагогических разработок. üПовышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество). üОтчёт о проделанной работе за учебный год. Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):
üРазработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания. üРазработка пакета тестового материала в электронном виде. üРазработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем. üКомплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы). üРазработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету) üСоздание сборника предметных кроссвордов. üРазработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) üРазработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки обучающегося к аттестации. üБаза данных методик обучения. üПакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение). üПроект личной методической веб-страницы. üПроект веб-страницы педагогического коллектива. üПроект веб-страницы ОУ. üПакет психолого-педагогических материалов для педагога. üПакет сценариев занятий с применением информационных технологий. üПакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.) üСоздание электронной библиотеки произведений согласно программе. üКонечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
Итоговый отчет по самообразованию Педагог дополнительного образования_______________________________________________ Творческое объединение____________________________________________________________ Тема самообразования ______________________________________________________________ Сроки работы над темой ___________________________________________________________________________________ Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|