Метод.рекомендации «Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога»

                       

                   Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.

г. Байкальск, 2024 г.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

Работа по самообразованию, это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т. к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);

2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);

3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Условно можно выделить четыре уровня самообразованияПедагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присуще таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер. К какому уровню соотнести себя, зависит только от Вас.

В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы.

Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования:

1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе….

2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности.

3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы как средство повышения мотивации обучающихся.

5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной общеобразовательной программе…

6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……

7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.

 

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются:

• название темы,

• цели, задачи,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• формы представления результатов по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация должна быть оформлена как в письменном виде, так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете.

.

Оформление плана по самообразованию

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

План по самообразованию

Тема: «_______________________________________________________»

                                               (название темы)

________________________________________

(сроки работы над программой, учебные года)

__________________________________

(ФИО педагога)

__________________________________

(должность)

__________________________________

(категория, стаж работы)

г. Байкальск,

2024 г.

 

 

 

Тема: «………………………………….»

Дата начала работы над темой:                 _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________

Цель: «……………» это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания ….
  • углубление знаний по разным методикам ….
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики ….
  • повышение общекультурного уровня педагога через …

Задачи: …………….

Схема формулирования задач

Глаголы Частичный предмет деятельности
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Примерный перечень задач:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с учащимися
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу объединения «……», создать (откорректировать) учебную программу.
  5. Оформить тематические папки…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме «…..»

 

 

Этапы  работы:

1  этап (аналитико-прогностический) - 20… – 20…  учебный год

2  этап (практический) - 20… – 20…  учебный год

3  этап (обобщающий) - 20… – 20… учебный год

4  этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный  год

 

Предполагаемые результаты самообразования: (исходя из целей и задач) ………………….

1. … .

2. … .

3. … .

 

 


 

 

Перспективный план работы по теме самообразования

 

Этап

Содержание работы Сроки выполнения (месяц, год) Формы представления результатов
1. Аналитико-прогностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой Консультации, доклады, наглядно–иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2. Практический

Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Второй год (третий, четвертый) Проведение мероприятий по теме самообразования. Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях. Выступление на заседании педсовета. Открытые уроки на муниципальном уровне. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 
3. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

Третий год (четвертый, пятый) Оформление результатов диагностики. Выступление на заседании РМО. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-классы. Консультативная помощь педагогам и учащимся. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.
4. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности Участие в фестивалях педагогических идей «Открытый урок». Размещение результатов на сайтах в интернете.

 


 

Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:

 

Основные направления Содержание работы по теме
Профессиональное

1.Изучить новые программы, учебные пособия, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически выписывать журналы «….», и «… ».

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах.

Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 
Методические
  1. Совершенствовать знания современного содержания образования, учащихся по ….
  2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  3. Принимать активное участие в работе РМО.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ.
  5. Изучать опыт работы лучших педагогов   своегоучреждения, района, областии России через Интернет.
  6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.
  9. Проводить открытые занятия для коллег по работе, педагогов района.
  10. Разработать программы элективного курса по предмету.
  11. Выступать с докладами по теме самообразования.
Выступить с творческим отчётом о своей работе на РМО.
Информационно-коммуникационные технологии
  1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  2. Обзор в Интернете информации по ….
  3. Мастер-класс «…».
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Охрана здоровья
  1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  2. Вести здоровый образ жизни.

 

Примерные перечень формулировок результатов работы :

 

Результаты работы и формы его представления:

 

üРазработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц)

üсеминар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц)

üПроведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

üМастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …»

üВыставка работ. «Тема...» (месяц)

üОформление сборника консультаций для педагогов, родителей. Тема «…»

üДоклад, выступления, реферат, статья в журнале.

üРазработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка.

üВыработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

üРазработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

üРазработка новых форм, методов и приемов обучения.

üВыступление на заседании МС, РМО, педсовета.

üСоздание комплектов педагогических разработок.

üПовышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

üОтчёт о проделанной работе за учебный год.

Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):

 

üРазработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

üРазработка пакета тестового материала в электронном виде.

üРазработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

üКомплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

üРазработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

üСоздание сборника предметных кроссвордов.

üРазработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

üРазработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки обучающегося к аттестации.

üБаза данных методик обучения.

üПакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).

üПроект личной методической веб-страницы.

üПроект веб-страницы педагогического коллектива.

üПроект веб-страницы ОУ.

üПакет психолого-педагогических материалов для педагога.

üПакет сценариев занятий с применением информационных технологий.

üПакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

üСоздание электронной библиотеки произведений согласно программе.

üКонечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.


 

Итоговый отчет по самообразованию

Педагог дополнительного образования_______________________________________________

Творческое объединение____________________________________________________________

Тема самообразования ______________________________________________________________

Сроки работы над темой ___________________________________________________________________________________

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№п\п Методы самообразования Источники самообразования
I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.).
1. Изучение литературы.  
2. Изучение темы через Интернет-ресурсы.  
3. Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов).  
4. Курсы повышения квалификации.  
5. Посещение семинаров, педагогических мастерских.  
II. Реализация темы на занятиях (разработка, создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, презентаций, контролирующих материалов и т.п.)
1. Разработка диагностики ЗУН по программе.  
2. Использование компьютерных технологий.  
3. Разработка дидактического материала.  
III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме)
1. Выступление на педсовете.  
2. Выступление на МО, РМО.  
3. Участие в педагогических конкурсах.  
4. Проведение открытых занятий.  
5. Результативность участия детей в конкурсах.  
6. Трансляция опыта.  
7. Накопление банка методических материалов.  
Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru