методические рекомендации "Инклюзивное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов"Министерство Просвещения Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» Методические рекомендации «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ» Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В. г. Байкальск 2023 г.
ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации созданы на основании методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» Министерства Просвещения РФ, г. Москва, 2022 год, актуализированые с учетом основных положений Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, а также обновления нормативно-правовой базы в сфере дополнительного образования. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей, в том числе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Федерального закона). Дополнительное образование нацелено на обеспечение непрерывности образования и осуществляется параллельно обучению по основным образовательным программам. Дополнительное образование не является уровнем образования и, соответственно, не имеет федеральных государственных образовательных стандартов. Дополнительное образование может быть организовано как в общеобразовательных организациях, так и в образовательных организациях дополнительного образования. Процесс получения детьми дополнительного образования регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п. 1 ст. 12 ФЗ № 273). Дополнительная общеобразовательная программа - это: - нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи; - программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы направлены на: - создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе; - удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области; -оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности; - накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы. Данное понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога - разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки. Дополнительные образовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями Для обучающихся с ОВЗ детей-инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность данные программы должны быть адаптированы с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Основой для разработки и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования являются интересы и склонности обучающихся. На основании их из обучающихся формируются в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы) (далее – объединения). Например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Приоритетной формой организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов является обучение совместно с другими обучающимися. Такая форма организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет реализовать принципы инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов построенная на принципах инклюзии предполагает вовлечение и самовключение их образовательную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками, что способствует социокультурной интеграции и инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. В условиях дополнительного образования могут быть созданы условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятым в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества. Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ., детей–инвалидов и их сверстников является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация дополнительного образования, проведение занятий в более неформальной обстановке, чем школьный урок. Для дополнительного образования характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Оно строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся. В отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов при организации дополнительного образования должно быть учтены трудности детей при осуществлении выбора направленности программы, а также необходимость учета их особых образовательных потребностей в плане регулирования длительности занятий, последовательного вхождения в деятельность, поддержания интереса обучающихся к выбранной программе и т.д. Кроме того, в условиях дополнительного образования рекомендуется проводить целенаправленную работу по включению детей во всевозможные мероприятия инклюзивного характера, предусматривающие совместную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников: праздники, утренники, посвященные календарным датам, конкурсы, фестивали детского творчества, концерты, музыкальные спектакли, спортивные состязания, конкурсы профессионального мастерства, выставки художественно-прикладных и творческих работ и др. В системе дополнительного образования инклюзивные и специальные группы могут функционировать в таких учреждениях, как: центры различной направленности: детского творчества, юных техников, технического творчества обучающихся, культуры, искусств, детского и юношеского туризма и экскурсий и др:; дворцы творчества различной направленности: творчества детей и молодежи, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.; станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); школы, реализующие дополнительные общеобразовательные (предпрофессиональные) программы: детские школы искусств, детско-юношеские спортивные и спортивно-адаптивные школы и др.; технопарки «Кванториум» и другие. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и (при необходимости) обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дистанционные технологии в образовании – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Заключение ПМПК – заключение, которое психолого-медико-педагогическая комиссия выдает по итогам комплексного диагностического обследования ребенка. В данном документе сформулированы особые образовательные условия, необходимые для реализации образовательного процесса; рекомендуется вариант образовательной программы, перечень специалистов и направления их коррекционно-развивающей деятельности; указывается необходимость технического ассистента (помощника), тьюторского сопровождения. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Особые образовательные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок – порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Реестр – реестр значимых программ. База данных о наиболее значимых с точки зрения экспертного сообщества субъекта Российской Федерации дополнительных образовательных программах, в том числе адаптированных. Сетевое и межведомственное взаимодействие – форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Специальные образовательные условия – условия развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие доступную архитектурную среду, необходимое методическое и дидактическое обеспечение, наличие специальных технических средств и ассистивных технологий, необходимое кадровое обеспечение. Тьютор – педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Тьютор – педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. СОКРАЩЕНИЯ АДОП – адаптированная дополнительная образовательная программа АОП – адаптированная образовательная программа ДОД – дополнительное образование детей ДЦП – детский церебральный паралич ЗПР – задержка психического развития ИУП – индивидуальный учебный план НОДА – нарушение опорно-двигательного аппарата, характеризуется задержкой формирования, недоразвитием или утратой двигательных функций ОВЗ – ограниченные возможности здоровья ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия ППкОО – психолого-педагогический консилиум образовательной организации. РАС – расстройство аутистического спектра, проявляющееся в нарушении социального взаимодействия, коммуникации, специфическом речевом и психическом развитии ТНР - тяжелые нарушения речи ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» РАРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов. При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д. При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо: 1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ и детей-инвалидов; 2) показать специфику образовательной организации, так как АДОП должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых сообществ. Перед составлением АДОП педагогам необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогической диагностики детей. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить характер особых потребностей ребенка в целом; актуальный уровень конкретного обучающегося; индивидуальные потенциальные возможности ребенка. Первичная диагностика обучающихся помогает педагогу определить степень влияния АДОП на формирование компетенций у каждого ребенка, помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями. АДОП должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня физического, духовно-нравственного, художественно-эстетического и интеллектуального развития; оказание помощи в максимально полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников. Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов являются следующие: - учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала; - практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка; - связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями; - включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу; - ориентация на постоянное развитие творческого потенциала; - привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования. Кроме того при составлении АДОП необходимо учесть особенности освоения указанных программ различными категориями (нозологиями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Структура дополнительной общеобразовательной программы включает: 1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации. При оформлении текста АДОП, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы: Титульный лист программы (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы программа (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки). 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы: 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): - направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная (п. 9 Порядка ДОП); - актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы; - отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; - адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе; - объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; - формы обучения (очная, очно-заочная, заочная); - методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия; -тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.; - формы проведения занятий; - срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; - режим занятий – периодичность и продолжительность занятий. 1.2. Цель и задачи программы: - цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; - задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. 1.3. Содержание программы: - учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов; - содержание учебно-тематического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме; - учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель. 1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. 2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы. 2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании – творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. В данном подразделе следует указать методы диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы. 2.4. Методические материалы – обеспечение АДОП методическими видами продукции – методические и наглядные пособия, дидактические материалы и т.д. 2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных программ). 3. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. После составления АДОП педагогу следует представить ее внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание АДОП относительно особых образовательных потребностей обучающихся со специалистами системы инклюзивного образования (по возможности), с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося. Затем представить АДОП на утверждение руководителю образовательной организации и после утверждения разместить ее на сайте образовательной организации, в региональном навигаторе, на персональном сайте педагога дополнительного образования, и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности. С целью оказания помощи образовательным организациям и их педагогам в части разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ при поддержке Минпросвещения России с 2020 года на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Институт коррекционной педагогики РАО» функционирует федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – Ресурсный центр). Ресурсным центром разработан конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее – Конструктор АДОП). Конструктор АДОП размещен по ссылке https://adop.ikp-rao.ru/. Кроме того, подведомственными Минпросвещения России организациями, являющимися федеральными ресурсными центрами развития дополнительного образования детей по направленностям, разработаны АДОП по всем шести направленностям дополнительного образования детей. АДОП для использования в работе размещены по следующим ссылкам:
(программы физкультурно-спортивной направленности разработаны ФГБУ ФЦОМОФВ). |