Общие требования к учебному кабинету в УДО

Общие требования к учебному кабинету в УДО

Методические рекомендации для руководителей и педагогов

ОБ Щ И Е   Т Р Е Б О В А Н И Я

К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

  1. Учебный кабинет в Доме детского творчества - специализированный кабинет для занятий с детьми (как теоретических, так и практических)
  2. Настоящие Требования разработаны в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режим работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
  3. Данные Требования являются обязательными для исполнения при организации образовательного процесса в учреждении
  4. Настоящие Требования составлены с учетом направленности образовательных программ                                                                                                                    

Требования к помещению

  • Оптимальный набор мебели и оборудования. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для детей.
  • Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную ширину проходов (не менее 60см)
  • Учащимся с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места рядом с окном, где освещенность создаётся естественным светом.
  • Светильники, а так же световые проёмы не должны отражаться на экранах мониторов ПЭВМ
  • Слесарные и комбинированные верстаки располагаются перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении
  • Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели
  • В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов – бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона – бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый.
  • Оформление кабинета производится с соблюдением эстетических требований, согласно профилю обучения, направленности образовательных программ. Обязательно наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

   Стенды содержат:

  • рекомендации для учащихся, родителей
  • материалы, используемые в учебном процессе;
  • правила техники безопасности и поведения в кабинете
  • Минимальная площадь помещений для организации занятий принимается из расчета площади на 1 занимающегося (табл.1)
Таблица 1

 

Вид деятельности Площадь на одного ребенка
Прикладное искусство и композиция 4,5 кв. м
Художественное творчество 4, 0 кв. м.

музыка:

- индивидуальные занятия

- групповые занятия            

12 кв. м

2 кв. м

хореография 3, 0 кв. м
судомоделирование 4, 8 кв. м
авиамоделирование 4, 8 кв. м

эколого-биологическое направление

- теоретические занятия

- практические занятия

2-4 кв. м

в зависимости от занимаемой площади животными, растениями и т.п.

театральное направление

- комната исполнителей

- помещение для драмкружка

2,5 кв. м и более

4,5 кв. м и более

Требования к естественному и искусственном

освещению кабинета

  • Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
  • Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока справа и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы
  • При выполнении зрительных работ I-IV разрядов (мелкие работы, требующие зрительного напряжения) следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее)
  • Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в кабинете равна 40-48 Вт/кв.м

4. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинета

  • В помещениях для занятий детей относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
  • Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.
  • Температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 2
Основные помещения
Таблица 2
Температура воздуха
кабинет для занятий 20-22 С
мастерские, кружки технического моделирования 17-20 С
кабинет для музыкальных занятий, 20 – 22 С
кабинет для занятий художественным творчеством 20 – 22 С
хореографические класс 17 – 20 С
  • Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться: во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня (не рекомендуется заклеивать на зиму все окна, должна быть возможность осуществления «сквозного» проветривания).

Требования к санитарному состоянию кабинета

  • В кабинете производится ежедневная, влажная уборка с использованием соды, мыла, синтетических и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования
  • Один раз в месяц необходимо производить генеральную уборку
  • Окна и оконные проемы моют не менее трёх раз в год (весна, лето, осень)

Техника безопасности в кабинете

  • Необходимое электрооборудование должно содержаться в исправном состоянии:

- электрическая изоляция (электрошнуры, электропроводка и т.п.)

- розетки и выключатели прочно закреплены и не имеют механические повреждения

  • Подводка электрического напряжения к столам учащихся и педагога (в кабинетах технического творчества, швейного дела, в компьютерном классе и т.п.) должна быть стационарной и скрытой
  • Потолочные светильники должны быть оборудованы колпаками
  • Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин
  • Мебель и оборудование должно содержаться в исправном состоянии (ножки столов и стульев, дверки шкафов, полки, хореографические станки, гардины и т.п.)
  • Инструменты, средства обучения должны иметь специально отведенные и оборудованные места

Учебно-методическое обеспечение кабинета

  • учебное оборудование
  • учебно-методический комплекс:

- методическая литература

- книги для учителя

- книги для учащихся (книги по профилю, познавательный, развивающий материал)

- дидактический материал (наглядные пособия, раздаточный материал и пр.)

- материал для отслеживания промежуточного и конечного результата освоения программ (тесты, контрольные задания, экзаменационный материал и т.п.)

- методический материал для организации воспитательного процесса (сценарии мероприятий, сборники материалов для бесед и т.п.)

- авторские методические разработки

- рабочие документы (программа, планы, анализ работы, журнал кружковой работы, результаты диагностики, результативность образовательного процесса и т.п.)

- стенды: информационные (по технике безопасности, по пропаганде здорового образа жизни, учебная информация, информация из жизни коллектива и т.п.); выставочные

Используемая литература

  1. «Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
  2. Новый Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации № 273 – ФЗ (с 1 сентября 2013 г.)
  3. Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности
Контакты


665932 Иркутская обл., г.Байкальск
м-он Гагарина д.146 «б»,
тел: 8(395 42) 3-45-83,
e-mail: ddt.baikalsk@yandex.ru