Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.
г. Байкальск, 2024 г.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.
Работа по самообразованию, это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.
1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присуще таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер. К какому уровню соотнести себя, зависит только от Вас.
В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы.
Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования:
1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе….
2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности.
3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы как средство повышения мотивации обучающихся.
5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе…
6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……
7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются:
• название темы,
• цели, задачи,
• предполагаемый результат,
• этапы работы,
• сроки выполнения каждого этапа,
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
• формы представления результатов по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация должна быть оформлена как в письменном виде, так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете.
.
Оформление плана по самообразованию
Министерство Просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
План по самообразованию
Тема: «_______________________________________________________»
(название темы)
________________________________________
(сроки работы над программой, учебные года)
__________________________________
(ФИО педагога)
__________________________________
(должность)
__________________________________
(категория, стаж работы)
г. Байкальск,
2024 г.
Тема: «………………………………….»
Дата начала работы над темой: _________________
Предполагаемая дата окончания работы: _________________
Цель: «……………» это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Задачи: …………….
Схема формулирования задач
Глаголы | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
Примерный перечень задач:
Этапы работы:
1 этап (аналитико-прогностический) - 20… – 20… учебный год
2 этап (практический) - 20… – 20… учебный год
3 этап (обобщающий) - 20… – 20… учебный год
4 этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный год
Предполагаемые результаты самообразования: (исходя из целей и задач) ………………….
1. … .
2. … .
3. … .
Перспективный план работы по теме самообразования
№ |
Этап |
Содержание работы | Сроки выполнения (месяц, год) | Формы представления результатов |
1. | Аналитико-прогностический |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
Первый год работы над темой | Консультации, доклады, наглядно–иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. |
2. | Практический |
Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. |
Второй год (третий, четвертый) | Проведение мероприятий по теме самообразования. Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях. Выступление на заседании педсовета. Открытые уроки на муниципальном уровне. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. |
3. | Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
Третий год (четвертый, пятый) | Оформление результатов диагностики. Выступление на заседании РМО. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-классы. Консультативная помощь педагогам и учащимся. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. |
4. | Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Участие в фестивалях педагогических идей «Открытый урок». Размещение результатов на сайтах в интернете. |
Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:
Основные направления | Содержание работы по теме |
Профессиональное |
1.Изучить новые программы, учебные пособия, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать журналы «….», и «… ». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах. |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методические |
|
Информационно-коммуникационные технологии |
|
Охрана здоровья |
|
Примерные перечень формулировок результатов работы :
Результаты работы и формы его представления:
üРазработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц)
üсеминар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц)
üПроведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
üМастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …»
üВыставка работ. «Тема...» (месяц)
üОформление сборника консультаций для педагогов, родителей. Тема «…»
üДоклад, выступления, реферат, статья в журнале.
üРазработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка.
üВыработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
üРазработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
üРазработка новых форм, методов и приемов обучения.
üВыступление на заседании МС, РМО, педсовета.
üСоздание комплектов педагогических разработок.
üПовышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
üОтчёт о проделанной работе за учебный год.
Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):
üРазработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
üРазработка пакета тестового материала в электронном виде.
üРазработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
üКомплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
üРазработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
üСоздание сборника предметных кроссвордов.
üРазработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
üРазработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки обучающегося к аттестации.
üБаза данных методик обучения.
üПакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
üПроект личной методической веб-страницы.
üПроект веб-страницы педагогического коллектива.
üПроект веб-страницы ОУ.
üПакет психолого-педагогических материалов для педагога.
üПакет сценариев занятий с применением информационных технологий.
üПакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
üСоздание электронной библиотеки произведений согласно программе.
üКонечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
Итоговый отчет по самообразованию
Педагог дополнительного образования_______________________________________________
Творческое объединение____________________________________________________________
Тема самообразования ______________________________________________________________
Сроки работы над темой ___________________________________________________________________________________
Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№п\п | Методы самообразования | Источники самообразования |
I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.). | ||
1. | Изучение литературы. | |
2. | Изучение темы через Интернет-ресурсы. | |
3. | Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов). | |
4. | Курсы повышения квалификации. | |
5. | Посещение семинаров, педагогических мастерских. | |
II. Реализация темы на занятиях (разработка, создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, презентаций, контролирующих материалов и т.п.) | ||
1. | Разработка диагностики ЗУН по программе. | |
2. | Использование компьютерных технологий. | |
3. | Разработка дидактического материала. | |
III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме) | ||
1. | Выступление на педсовете. | |
2. | Выступление на МО, РМО. | |
3. | Участие в педагогических конкурсах. | |
4. | Проведение открытых занятий. | |
5. | Результативность участия детей в конкурсах. | |
6. | Трансляция опыта. | |
7. | Накопление банка методических материалов. |
Составила: методист МБУ ДО ДДТ г.Байкальска Бычкова Е.В.
г. Байкальск, 2024 г.
На современном этапе развития образования актуальным является выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс) Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению. Требования к организации и проведению мастер-класса Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия. Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития. Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса. Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога. Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.) Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы. В форме мастер-класса можно продемонстрировать:
Формы: Лекция. Например: Т – П – Т Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу. Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления программы ( показать работу, а не результат работы) 3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно, мастер-класс результативен ). Распределение времени на этапах: 1. – 30 минут. Позиция Мастера При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через: – речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек). Структура проведения мастер-класса: 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
2. Представление занятия
3. Проведение занятия (мастер-класса)
4. Рефлексия
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.— М.: Школа-Пресс, 2002.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
5. Русских Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40
6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер - классы. - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с.
Мы живём в огромной прекрасной многонациональной стране с древними традициями и обычаями! Ребята, обучающиеся в объединениях Дома детского творчества, имеют возможность не просто узнать о традициях народов России, но и поучаствовать в постановках, играх, викторинах, посвященных старинным праздникам, обрядам, промыслам и семейным бытовым традициям.
Составляя план воспитательной работы на новый учебный год, педагог – организатор ДДТ Оксана Александровна Шарапова сразу «прикидывает» кому она поручит участие в том или ином мероприятии, досконально разрабатывает сценарий и придумывает оформление зала. Дети и педагоги творческих объединений, получая слова своих ролей на праздниках, понимают, что они окунаются в историю нашей страны и получают возможность «прожить те моменты, которые связаны с нашими предками» и поучаствовать в тех играх, традиционных ритуалах, обычаях, которые для наших прадедушек и прабабушек были привычны и любимы.
Об оформлении сцены и зала надо сказать отдельно: точно подбираются или изготавливаются яркие детали интерьера и вещи, присущие каждому праздничному мероприятию, так что создается впечатление, что находишься в атмосфере старой Руси – в русской избе или на настоящем уличном гулянии! Благодаря оформлению, дети лучше понимают тонкости традиционных праздников, получают эстетическое воспитание.
Так, в октябре 2023года дети познакомились с традиционными на Руси «Капустными вечерками». Выступали ребята из объединений «Ансамбль танца «Выкрутасы»», «Туризм и краеведение». Показали сценки о том, как заготавливали капусту на Руси по старинным рецептам, рассказали у кого какие обязанности были, прозвучали песни-частушки в исполнении ребят из объединения «Вокальный». И, конечно, играли в народные игры! Дети стремились поучаствовать в играх, подпевали частушечникам, веселились от души! А в конце праздника каждый участник получил пирог с капустой! Каким же вкусным оказался конец этого праздника!
Ноябрьские школьные каникулы начались с большой квиз-игры «Знаете ли вы русские традиции?» Знатоков в зале собралось более 50 человек, они представляли почти все творческие объединения ДДТ. Вопросы были нелёгкие: о старинных обрядах и праздниках, о ремёслах, о старинных «гаджетах», символических растениях и животных, древних оберегах и музыкальных произведениях. Конечно, вопросы были трудные (даже педагоги не знали всех ответов), но дети старались изо всех сил вспомнить всё о чём они слышали и читали в школе и на занятиях в ДДТ! Удача в этот раз была на стороне ребят из Студии английского языка «АВС», они набрали больше всех баллов и победили!
В русском народном стиле прошёл праздник, посвященный Дню Матери. Самые добрые, красивые и смелые мамочки и девочки представляли три объединения: «Ансамбль танца «Выкрутасы»», «Юный художник» и «Художественное конструирование Хобби’ ты». Девочкам и мамам предстояло вспомнить русские народные сказки, определить узоры на платках, создать прически в народном стиле, разгадать сценки-загадки (которые творчески подготовили обучающиеся Ансамбля танца «Выкрутасы»). Они справились «на ура» со всеми заданиями! Приветствовали и развлекали зрителей и участников юные певцы из вокального объединения, их голоса звучали радостно и звонко, аплодисменты они заслужили по праву! А победителями в этот раз стали представители Ансамбля танца «Выкрутасы»! Атмосфера в зале была очень тёплой, как это бывает, когда рядом Мамы!
И вот ещё оно замечательное мероприятие с участием юных артистов состоялось 19 января 2024 года. Называлось оно «Балда ходит – козу водит!» — это обряд, который был распространён на Руси во время святочной недели. Ребята – артисты из Студии английского языка «АВС» сыграли сценки, показали фрагменты обряда, спели и рассказали колядки, и провели игры. Зал был наполнен родителями и детьми из объединений ДДТ, которые с удовольствием включились в «действие праздника», играли и подпевали. Каждый артист был одет в соответствующий роли костюм, так что всё выглядело очень достоверно и органично! Конь прокатил на спине всех желающих, я коза сплясала вместе с ребятами озорной танец! Было интересно, весело, как на настоящих святочных гуляниях! А в конце праздника всех ждало угощение – вкусные русские блины! Здорово!!!
Хочется сказать слова восхищения и благодарности мастерице Нине Николаевне Ольховик за очень вкусные пироги и блины! Вы волшебница!
Каждый учебный год педагоги ДДТ стремятся дать детям не только знания по изучаемым дисциплинам, но и воспитание в духе патриотизма и уважения к традициям предков. Такие необычные формы, которые выбирают педагоги, позволяют детям легче понять и принять историю и традиции страны, чтобы не просто знать, а главное, сохранять и чтить.
Педагог дополнительного образования, руководитель Студии английского языка «АВС» Попова Ирина Александровна.