Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Uncategorised

1

2

3

4

                       

                   Составитель: методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.

г. Байкальск, 2024 г.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность.

Работа по самообразованию, это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т. к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);

2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);

3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Условно можно выделить четыре уровня самообразованияПедагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присуще таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер. К какому уровню соотнести себя, зависит только от Вас.

В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы.

Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования:

1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе….

2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности.

3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы как средство повышения мотивации обучающихся.

5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной общеобразовательной программе…

6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……

7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.

 

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются:

• название темы,

• цели, задачи,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• формы представления результатов по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация должна быть оформлена как в письменном виде, так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете.

.

Оформление плана по самообразованию

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

План по самообразованию

Тема: «_______________________________________________________»

                                               (название темы)

________________________________________

(сроки работы над программой, учебные года)

__________________________________

(ФИО педагога)

__________________________________

(должность)

__________________________________

(категория, стаж работы)

г. Байкальск,

2024 г.

 

 

 

Тема: «………………………………….»

Дата начала работы над темой:                 _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________

Цель: «……………» это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания ….
  • углубление знаний по разным методикам ….
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики ….
  • повышение общекультурного уровня педагога через …

Задачи: …………….

Схема формулирования задач

Глаголы Частичный предмет деятельности
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Примерный перечень задач:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с учащимися
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу объединения «……», создать (откорректировать) учебную программу.
  5. Оформить тематические папки…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме «…..»

 

 

Этапы  работы:

1  этап (аналитико-прогностический) - 20… – 20…  учебный год

2  этап (практический) - 20… – 20…  учебный год

3  этап (обобщающий) - 20… – 20… учебный год

4  этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный  год

 

Предполагаемые результаты самообразования: (исходя из целей и задач) ………………….

1. … .

2. … .

3. … .

 

 


 

 

Перспективный план работы по теме самообразования

 

Этап

Содержание работы Сроки выполнения (месяц, год) Формы представления результатов
1. Аналитико-прогностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой Консультации, доклады, наглядно–иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2. Практический

Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Второй год (третий, четвертый) Проведение мероприятий по теме самообразования. Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях. Выступление на заседании педсовета. Открытые уроки на муниципальном уровне. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 
3. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

Третий год (четвертый, пятый) Оформление результатов диагностики. Выступление на заседании РМО. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-классы. Консультативная помощь педагогам и учащимся. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.
4. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности Участие в фестивалях педагогических идей «Открытый урок». Размещение результатов на сайтах в интернете.

 


 

Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:

 

Основные направления Содержание работы по теме
Профессиональное

1.Изучить новые программы, учебные пособия, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически выписывать журналы «….», и «… ».

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах.

Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 
Методические
  1. Совершенствовать знания современного содержания образования, учащихся по ….
  2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  3. Принимать активное участие в работе РМО.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ.
  5. Изучать опыт работы лучших педагогов   своегоучреждения, района, областии России через Интернет.
  6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.
  9. Проводить открытые занятия для коллег по работе, педагогов района.
  10. Разработать программы элективного курса по предмету.
  11. Выступать с докладами по теме самообразования.
Выступить с творческим отчётом о своей работе на РМО.
Информационно-коммуникационные технологии
  1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  2. Обзор в Интернете информации по ….
  3. Мастер-класс «…».
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Охрана здоровья
  1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  2. Вести здоровый образ жизни.

 

Примерные перечень формулировок результатов работы :

 

Результаты работы и формы его представления:

 

üРазработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц)

üсеминар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц)

üПроведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

üМастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …»

üВыставка работ. «Тема...» (месяц)

üОформление сборника консультаций для педагогов, родителей. Тема «…»

üДоклад, выступления, реферат, статья в журнале.

üРазработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка.

üВыработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

üРазработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

üРазработка новых форм, методов и приемов обучения.

üВыступление на заседании МС, РМО, педсовета.

üСоздание комплектов педагогических разработок.

üПовышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).

üОтчёт о проделанной работе за учебный год.

Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):

 

üРазработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

üРазработка пакета тестового материала в электронном виде.

üРазработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

üКомплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

üРазработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

üСоздание сборника предметных кроссвордов.

üРазработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

üРазработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки обучающегося к аттестации.

üБаза данных методик обучения.

üПакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).

üПроект личной методической веб-страницы.

üПроект веб-страницы педагогического коллектива.

üПроект веб-страницы ОУ.

üПакет психолого-педагогических материалов для педагога.

üПакет сценариев занятий с применением информационных технологий.

üПакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

üСоздание электронной библиотеки произведений согласно программе.

üКонечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.


 

Итоговый отчет по самообразованию

Педагог дополнительного образования_______________________________________________

Творческое объединение____________________________________________________________

Тема самообразования ______________________________________________________________

Сроки работы над темой ___________________________________________________________________________________

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№п\п Методы самообразования Источники самообразования
I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.).
1. Изучение литературы.  
2. Изучение темы через Интернет-ресурсы.  
3. Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов).  
4. Курсы повышения квалификации.  
5. Посещение семинаров, педагогических мастерских.  
II. Реализация темы на занятиях (разработка, создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, презентаций, контролирующих материалов и т.п.)
1. Разработка диагностики ЗУН по программе.  
2. Использование компьютерных технологий.  
3. Разработка дидактического материала.  
III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме)
1. Выступление на педсовете.  
2. Выступление на МО, РМО.  
3. Участие в педагогических конкурсах.  
4. Проведение открытых занятий.  
5. Результативность участия детей в конкурсах.  
6. Трансляция опыта.  
7. Накопление банка методических материалов.  

 

                                                                                   Составила: методист МБУ ДО ДДТ г.Байкальска Бычкова Е.В.

 

г. Байкальск, 2024 г.

               На современном этапе развития образования актуальным является выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.

             В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

             Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:

  • вызов традиционной педагогике;
  • личность учителя с новым мышлением;
  • не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;
  • плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

В форме мастер-класса можно продемонстрировать:

  • программу (сложный, долговременный путь);
  • отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
  • методы работы;
  • инновационные моменты деятельности;

Формы:

Лекция.
Практическое занятие.
Интегрированное занятие (лекционно-практическое).

Например:

Т – П – Т
Теория – практика – теория.

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.

Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления программы ( показать работу, а не результат работы)

3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно, мастер-класс результативен ).

Распределение времени на этапах:

1. – 30 минут.
2. – 60 минут.
3. – 30 минут.

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Это личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать “отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
– чувство времени.

Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек).

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Представление педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  • Описание передового опыта, представляемого педагогом.

2. Представление занятия

  • Рассказ педагога о проекте занятия.
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту.

3. Проведение занятия (мастер-класса)

  • Мастер исполняет роль консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
  • Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.

4. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические рекомендации . – Челябинск, 2007. – 13 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.— М.: Школа-Пресс, 2002.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

5. Русских Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40

6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер - классы. - Волгоград: Учитель, 2008 .– 76 с.

Мы живём в огромной прекрасной многонациональной стране с древними традициями и обычаями! Ребята, обучающиеся в объединениях Дома детского творчества, имеют возможность не просто узнать о традициях народов России, но и поучаствовать в постановках, играх, викторинах, посвященных старинным праздникам, обрядам, промыслам и семейным бытовым традициям.

Составляя план воспитательной работы на новый учебный год, педагог – организатор ДДТ Оксана Александровна Шарапова сразу «прикидывает» кому она поручит участие в том или ином мероприятии, досконально разрабатывает сценарий и придумывает оформление зала. Дети и педагоги творческих объединений, получая слова своих ролей на праздниках, понимают, что они окунаются в историю нашей страны и получают возможность «прожить те моменты, которые связаны с нашими предками» и поучаствовать в тех играх, традиционных ритуалах, обычаях, которые для наших прадедушек и прабабушек были привычны и любимы.

Об оформлении сцены и зала надо сказать отдельно: точно подбираются или изготавливаются яркие детали интерьера и вещи, присущие каждому праздничному мероприятию, так что создается впечатление, что находишься в атмосфере старой Руси – в русской избе или на настоящем уличном гулянии! Благодаря оформлению, дети лучше понимают тонкости традиционных праздников, получают эстетическое воспитание.

1

2

Так, в октябре 2023года дети познакомились с традиционными на Руси «Капустными вечерками». Выступали ребята из объединений «Ансамбль танца «Выкрутасы»», «Туризм и краеведение». Показали сценки о том, как заготавливали капусту на Руси по старинным рецептам, рассказали у кого какие обязанности были, прозвучали песни-частушки в исполнении ребят из объединения «Вокальный». И, конечно, играли в народные игры! Дети стремились поучаствовать в играх, подпевали частушечникам, веселились от души! А в конце праздника каждый участник получил пирог с капустой! Каким же вкусным оказался конец этого праздника!

3

4

5

6

7

8

9

Ноябрьские школьные каникулы начались с большой квиз-игры «Знаете ли вы русские традиции?» Знатоков в зале собралось более 50 человек, они представляли почти все творческие объединения ДДТ. Вопросы были нелёгкие: о старинных обрядах и праздниках, о ремёслах, о старинных «гаджетах», символических растениях и животных, древних оберегах и музыкальных произведениях. Конечно, вопросы были трудные (даже педагоги не знали всех ответов), но дети старались изо всех сил вспомнить всё о чём они слышали и читали в школе и на занятиях в ДДТ! Удача в этот раз была на стороне ребят из Студии английского языка «АВС», они набрали больше всех баллов и победили!

10

В русском народном стиле прошёл праздник, посвященный Дню Матери. Самые добрые, красивые и смелые мамочки и девочки представляли три объединения: «Ансамбль танца «Выкрутасы»», «Юный художник» и «Художественное конструирование Хобби’ ты». Девочкам и мамам предстояло вспомнить русские народные сказки, определить узоры на платках, создать прически в народном стиле, разгадать сценки-загадки (которые творчески подготовили обучающиеся Ансамбля танца «Выкрутасы»). Они справились «на ура» со всеми заданиями! Приветствовали и развлекали зрителей и участников юные певцы из вокального объединения, их голоса звучали радостно и звонко, аплодисменты они заслужили по праву! А победителями в этот раз стали представители Ансамбля танца «Выкрутасы»! Атмосфера в зале была очень тёплой, как это бывает, когда рядом Мамы!

11

12

И вот ещё оно замечательное мероприятие с участием юных артистов состоялось 19 января 2024 года. Называлось оно «Балда ходит – козу водит!» — это обряд, который был распространён на Руси во время святочной недели. Ребята – артисты из Студии английского языка «АВС» сыграли сценки, показали фрагменты обряда, спели и рассказали колядки, и провели игры. Зал был наполнен родителями и детьми из объединений ДДТ, которые с удовольствием включились в «действие праздника», играли и подпевали. Каждый артист был одет в соответствующий роли костюм, так что всё выглядело очень достоверно и органично! Конь прокатил на спине всех желающих, я коза сплясала вместе с ребятами озорной танец! Было интересно, весело, как на настоящих святочных гуляниях! А в конце праздника всех ждало угощение – вкусные русские блины! Здорово!!!

Хочется сказать слова восхищения и благодарности мастерице Нине Николаевне Ольховик за очень вкусные пироги и блины! Вы волшебница!

13

14

15

16

Каждый учебный год педагоги ДДТ стремятся дать детям не только знания по изучаемым дисциплинам, но и воспитание в духе патриотизма и уважения к традициям предков. Такие необычные формы, которые выбирают педагоги, позволяют детям легче понять и принять историю и традиции страны, чтобы не просто знать, а главное, сохранять и чтить.

Педагог дополнительного образования, руководитель Студии английского языка «АВС» Попова Ирина Александровна.

Подкатегории