Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
Семинар – тренинг
«Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся
в условиях совместной интеллектуально – творческой деятельности»
Подготовил: Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Бычкова Есения Владимировна
Байкальск
2023 г.
ФИО методиста: Бычкова Есения Владимировна
Место проведения: МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Дата проведения: 16.10.2023 г.
Целевая аудитория: педагоги МБУ ДО ДДТ г. Байкальска
Форма мероприятия: семинар – тренинг
Используемые технологии: коллективной творческой деятельности,
Материально-техническое обеспечение: листы белой бумаги, фломастеры, игрушка – символ, раздаточный материал по количеству групп, лист плотной синей бумаги синего цвета, звезды, клей.
Цели: познакомить педагогов с критериями творческих способностей обучающихся, их диагностичностью в совместной интеллектуально – творческой деятельности; создать комфортные условия для проявления педагогами творчества в совместной интеллектуально – творческой деятельности, как составляющей конструктивного взаимодействия друг с другом и детьми; пополнить методическую копилку педагогов играми и упражнениями на развитие способностей детей, навыков конструктивного взаимодействия и совместной интеллектуально – творческой деятельности.
Ход семинара
IВступительная часть
Разминочные упражнения
Упражнение «Имя как аббревиатура».
Каждому участнику предлагается записать свое имя на листочке бумаги и расшифровать его, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие ему характеристики. Например:
О – общительная,
К – красивая,
С – сентиментальная,
А – артистичная,
Н – неунывающая
А – активная
Упражнение «Звездное небо»
Каждому педагогу предлагается вспомнить одно из созвездий, возможно, оно будет связано с его астрологическим знаком или чем-то другим. (Все варианты фиксируются на листе бумаги). Затем предлагается посмотреть на небольшой кусочек неба и создать созвездие, которое, возможно, появится на нем после совместного творческого процесса всех участников семинара.
Упражнение «Коллективное имя созвездию»
- Предлагаю сейчас вам придумать название каждому созданному вами созвездию, но название должно отражать характер совместного творчества педагогов.
IIОсновная часть
Сообщение темы, целей семинара.
- Звезд на нашем созвездии много, и критериев творческих способностей также много, мы с вами сейчас выполнили совместную деятельность, и каждый из вас проявлял себя согласно этим критериям:
- оригинальность;
-беглость (количеств идей в единицу времени);
- восприимчивость к проблемам;
- конструктивность (подача идеи);
- разработанность (решение);
- метафоричность (способность работать в необходимом контексте, необычность идеи)
- Как вы думаете, а что еще кроме творчества помогло вам создать такое великолепное созвездие? (Варианты ответов педагогов) Безусловно, это умение действовать сообща, уметь договариваться в процессе совместного творчества.
Упражнение «Ассоциация»
- Что, по вашему мнению, может включать совместная интеллектуально – творческая деятельность? (Педагогам предлагается высказать свои ассоциации. Высказывания фиксируются на листе бумаги, затем подводится итог).
Интеллектуально – творческая деятельность предполагает наличие проблемной ситуации, группы единомышленников (детей или взрослых) и управление процессом (лидера, который дает четкие критерии деятельности), а также привлечение субъективного опыта каждого участника. Для следующего задания вам необходимо разбиться на подгруппы.
Как вы считаете, а оказывает ли влияние на совместное творчество индивидуально – типологические особенности ребенка? Возможно, кто – то хотел бы поделиться с нами своими наблюдениями, ситуациями из практики. (Если желающих нет, то предлагается следующее упражнение).
Упражнение «Образ ребенка»
Группа делиться на четыре подгруппы. Ведущий предлагает педагогам характеристики, написанные на разных детей.
- Скажите, а какие дети будут наиболее активны в совместной творческой деятельности, возможно займут лидерскую позицию? (Варианты ответов). Какой образ соответствует ребенку, который, возможно, останется в стороне в процессе совместной деятельности? Можно ли предположить, что среди образов есть ребенок, который при малейшем неудовольствии вступит с участниками совместной деятельности в конфликт?
Следующее задание будет слегка усложненным, постарайтесь придумать (согласно полученным вами характеристикам), какое совместное интеллектуально – творческое дело больше подходит такому ребенку, что ему необходимо поручить. Время на обдумывание пять – семь минут. (Озвучивание вариантов. В процессе работы каждой подгруппе предлагается дополнить или предложить свои варианты ответов).
- Ну что же, мы с вами определили, какого типа интеллектуально – творческие дела можно предложить нашим учащимся, если учитывать их особенности. Однако данные проявления индивидуальных особенностей присущи не только детям, но и педагогам. Давайте попробуем определить, с каким учащимся взаимодействие педагога будет успешным, а с кем проблематичным, но тоже учитывая тип темперамента самого педагога.
(Каждой подгруппе предлагается характеристика всех четырех типов темперамента. Им необходимо попробовать спрогнозировать каким образом будут протекать взаимоотношения между педагогом с определенным типом темперамента и учениками, которые в классе имеют различные типологические проявления. Тип темперамента педагога выбирается каждой подгруппой с помощью жеребьевки. Время на выполнение задания в подгруппе 10 – 15 минут.
Озвучивание и обсуждение вариантов, предложенных каждой подгруппой.)
III. Заключительная часть:
- Наша работа предполагает постоянное общение, взаимодействие в деятельности с установлением доверительного контакта. Сегодня мы попытались установить друг с другом такой контакт. Расскажите о своих ощущениях, когда вам было комфортно, возможно, были моменты дискомфорта. Не оставляйте недосказанности.