Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Семинар-тренинг "Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности"

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Семинар – тренинг

«Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся

в условиях совместной интеллектуально – творческой деятельности»

                                                                 Подготовил: Методист   МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

                                                                                   Бычкова Есения Владимировна                                          

Байкальск

2023 г.

ФИО методиста: Бычкова Есения Владимировна

Место проведения: МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

Дата проведения: 16.10.2023 г.

Целевая аудитория: педагоги МБУ ДО ДДТ г. Байкальска

Форма мероприятия: семинар – тренинг

Используемые технологии: коллективной творческой   деятельности,

Материально-техническое обеспечение: листы белой бумаги, фломастеры, игрушка – символ, раздаточный материал по количеству групп, лист плотной синей бумаги синего цвета, звезды, клей.

Цели: познакомить педагогов с критериями творческих способностей обучающихся, их диагностичностью в совместной интеллектуально – творческой деятельности; создать комфортные условия для проявления педагогами творчества в совместной интеллектуально – творческой деятельности, как составляющей конструктивного взаимодействия друг с другом и детьми; пополнить методическую копилку педагогов играми и упражнениями на развитие способностей детей, навыков конструктивного взаимодействия и совместной интеллектуально – творческой деятельности.

Ход семинара

IВступительная часть

Разминочные упражнения

Упражнение «Имя как аббревиатура».

Каждому участнику предлагается записать свое имя на листочке бумаги и расшифровать его, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие ему характеристики. Например:

О – общительная,

К – красивая,

С – сентиментальная,

А – артистичная,

Н – неунывающая

А – активная

Упражнение «Звездное небо»

Каждому педагогу предлагается вспомнить одно из созвездий, возможно, оно будет связано с его астрологическим знаком или чем-то другим. (Все варианты фиксируются на листе бумаги). Затем предлагается посмотреть на небольшой кусочек неба и создать созвездие, которое, возможно, появится на нем после совместного творческого процесса всех участников семинара.

Упражнение «Коллективное имя созвездию»

- Предлагаю сейчас вам придумать название каждому созданному вами созвездию, но название должно отражать характер совместного творчества педагогов.

IIОсновная часть

Сообщение темы, целей семинара.

- Звезд на нашем созвездии много, и критериев творческих способностей также много, мы с вами сейчас выполнили совместную деятельность, и каждый из вас проявлял себя согласно этим критериям:

- оригинальность;

-беглость (количеств идей в единицу времени);

- восприимчивость к проблемам;

- конструктивность (подача идеи);

- разработанность (решение);

- метафоричность (способность работать в необходимом контексте, необычность идеи)

- Как вы думаете, а что еще кроме творчества помогло вам создать такое великолепное созвездие? (Варианты ответов педагогов) Безусловно, это умение действовать сообща, уметь договариваться в процессе совместного творчества.

Упражнение «Ассоциация»

- Что, по вашему мнению, может включать совместная интеллектуально – творческая деятельность? (Педагогам предлагается высказать свои ассоциации. Высказывания фиксируются на листе бумаги, затем подводится итог).

         Интеллектуально – творческая деятельность предполагает наличие проблемной ситуации, группы единомышленников (детей или взрослых) и управление процессом (лидера, который дает четкие критерии деятельности), а также привлечение субъективного опыта каждого участника. Для следующего задания вам необходимо разбиться на подгруппы.

         Как вы считаете, а оказывает ли влияние на совместное творчество индивидуально – типологические особенности ребенка? Возможно, кто – то хотел бы поделиться с нами своими наблюдениями, ситуациями из практики. (Если желающих нет, то предлагается следующее упражнение).

Упражнение «Образ ребенка»

Группа делиться на четыре подгруппы. Ведущий предлагает педагогам характеристики, написанные на разных детей.

- Скажите, а какие дети будут наиболее активны в совместной творческой деятельности, возможно займут лидерскую позицию? (Варианты ответов). Какой образ соответствует ребенку, который, возможно, останется в стороне в процессе совместной деятельности? Можно ли предположить, что среди образов есть ребенок, который при малейшем неудовольствии вступит с участниками совместной деятельности в конфликт?

Следующее задание будет слегка усложненным, постарайтесь придумать (согласно полученным вами характеристикам), какое совместное интеллектуально – творческое дело больше подходит такому ребенку, что ему необходимо поручить. Время на обдумывание пять – семь минут. (Озвучивание вариантов. В процессе работы каждой подгруппе предлагается дополнить или предложить свои варианты ответов).

         - Ну что же, мы с вами определили, какого типа интеллектуально – творческие дела можно предложить нашим учащимся, если учитывать их особенности. Однако данные проявления индивидуальных особенностей присущи не только детям, но и педагогам. Давайте попробуем определить, с каким учащимся взаимодействие педагога будет успешным, а с кем проблематичным, но тоже учитывая тип темперамента самого педагога.

        (Каждой подгруппе предлагается характеристика всех четырех типов темперамента. Им необходимо попробовать спрогнозировать каким образом будут протекать взаимоотношения между педагогом с определенным типом темперамента и учениками, которые в классе имеют различные типологические проявления. Тип темперамента педагога выбирается каждой подгруппой с помощью жеребьевки. Время на выполнение задания в подгруппе 10 – 15 минут.

Озвучивание и обсуждение вариантов, предложенных каждой подгруппой.)

III. Заключительная часть:

- Наша работа предполагает постоянное общение, взаимодействие в деятельности с установлением доверительного контакта. Сегодня мы попытались установить друг с другом такой контакт. Расскажите о своих ощущениях, когда вам было комфортно, возможно, были моменты дискомфорта. Не оставляйте недосказанности.