Семинар-тренинг "Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности"Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» Семинар – тренинг «Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся в условиях совместной интеллектуально – творческой деятельности» Подготовил: Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Есения Владимировна Байкальск 2023 г. ФИО методиста: Бычкова Есения Владимировна Место проведения: МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Дата проведения: 16.10.2023 г. Целевая аудитория: педагоги МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Форма мероприятия: семинар – тренинг Используемые технологии: коллективной творческой деятельности, Материально-техническое обеспечение: листы белой бумаги, фломастеры, игрушка – символ, раздаточный материал по количеству групп, лист плотной синей бумаги синего цвета, звезды, клей. Цели: познакомить педагогов с критериями творческих способностей обучающихся, их диагностичностью в совместной интеллектуально – творческой деятельности; создать комфортные условия для проявления педагогами творчества в совместной интеллектуально – творческой деятельности, как составляющей конструктивного взаимодействия друг с другом и детьми; пополнить методическую копилку педагогов играми и упражнениями на развитие способностей детей, навыков конструктивного взаимодействия и совместной интеллектуально – творческой деятельности. Ход семинара IВступительная часть Разминочные упражнения Упражнение «Имя как аббревиатура». Каждому участнику предлагается записать свое имя на листочке бумаги и расшифровать его, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие ему характеристики. Например: О – общительная, К – красивая, С – сентиментальная, А – артистичная, Н – неунывающая А – активная Упражнение «Звездное небо» Каждому педагогу предлагается вспомнить одно из созвездий, возможно, оно будет связано с его астрологическим знаком или чем-то другим. (Все варианты фиксируются на листе бумаги). Затем предлагается посмотреть на небольшой кусочек неба и создать созвездие, которое, возможно, появится на нем после совместного творческого процесса всех участников семинара. Упражнение «Коллективное имя созвездию» - Предлагаю сейчас вам придумать название каждому созданному вами созвездию, но название должно отражать характер совместного творчества педагогов. IIОсновная часть Сообщение темы, целей семинара. - Звезд на нашем созвездии много, и критериев творческих способностей также много, мы с вами сейчас выполнили совместную деятельность, и каждый из вас проявлял себя согласно этим критериям: - оригинальность; -беглость (количеств идей в единицу времени); - восприимчивость к проблемам; - конструктивность (подача идеи); - разработанность (решение); - метафоричность (способность работать в необходимом контексте, необычность идеи) - Как вы думаете, а что еще кроме творчества помогло вам создать такое великолепное созвездие? (Варианты ответов педагогов) Безусловно, это умение действовать сообща, уметь договариваться в процессе совместного творчества. Упражнение «Ассоциация» - Что, по вашему мнению, может включать совместная интеллектуально – творческая деятельность? (Педагогам предлагается высказать свои ассоциации. Высказывания фиксируются на листе бумаги, затем подводится итог). Интеллектуально – творческая деятельность предполагает наличие проблемной ситуации, группы единомышленников (детей или взрослых) и управление процессом (лидера, который дает четкие критерии деятельности), а также привлечение субъективного опыта каждого участника. Для следующего задания вам необходимо разбиться на подгруппы. Как вы считаете, а оказывает ли влияние на совместное творчество индивидуально – типологические особенности ребенка? Возможно, кто – то хотел бы поделиться с нами своими наблюдениями, ситуациями из практики. (Если желающих нет, то предлагается следующее упражнение). Упражнение «Образ ребенка» Группа делиться на четыре подгруппы. Ведущий предлагает педагогам характеристики, написанные на разных детей. - Скажите, а какие дети будут наиболее активны в совместной творческой деятельности, возможно займут лидерскую позицию? (Варианты ответов). Какой образ соответствует ребенку, который, возможно, останется в стороне в процессе совместной деятельности? Можно ли предположить, что среди образов есть ребенок, который при малейшем неудовольствии вступит с участниками совместной деятельности в конфликт? Следующее задание будет слегка усложненным, постарайтесь придумать (согласно полученным вами характеристикам), какое совместное интеллектуально – творческое дело больше подходит такому ребенку, что ему необходимо поручить. Время на обдумывание пять – семь минут. (Озвучивание вариантов. В процессе работы каждой подгруппе предлагается дополнить или предложить свои варианты ответов). - Ну что же, мы с вами определили, какого типа интеллектуально – творческие дела можно предложить нашим учащимся, если учитывать их особенности. Однако данные проявления индивидуальных особенностей присущи не только детям, но и педагогам. Давайте попробуем определить, с каким учащимся взаимодействие педагога будет успешным, а с кем проблематичным, но тоже учитывая тип темперамента самого педагога. (Каждой подгруппе предлагается характеристика всех четырех типов темперамента. Им необходимо попробовать спрогнозировать каким образом будут протекать взаимоотношения между педагогом с определенным типом темперамента и учениками, которые в классе имеют различные типологические проявления. Тип темперамента педагога выбирается каждой подгруппой с помощью жеребьевки. Время на выполнение задания в подгруппе 10 – 15 минут. Озвучивание и обсуждение вариантов, предложенных каждой подгруппой.) III. Заключительная часть: - Наша работа предполагает постоянное общение, взаимодействие в деятельности с установлением доверительного контакта. Сегодня мы попытались установить друг с другом такой контакт. Расскажите о своих ощущениях, когда вам было комфортно, возможно, были моменты дискомфорта. Не оставляйте недосказанности. |