Технология обобщения и презентации опыта работыМинистерство Просвещения Российской Федерации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» Методическая памятка «Технология обобщения и презентации опыта работы»
Cоставитель: Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В. г. Байкальск 2024 г. Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание. Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы. Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием школьников и т.п. Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов. Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт. Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. Формы обобщения: ¨ доклад (на МО, педсовете, педчтениях и т.д.); ¨ статья (в журнале, бюллетени, и т.д.); ¨ наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий); ¨ рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами; ¨ отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся); ¨ тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия). Сегодня мы подробно остановимся на таких формах обобщения опыта работы как доклад, статья и мастер-класс. Доклад. Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы. В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
Общая структура доклада может быть следующей:
Требования к оформлению письменного доклада.
Несколько советов о том, как готовить доклад и блестяще выступить перед аудиторией.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который будет высоко оценен слушателями. Статья. Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Но есть определенные требования к ее структуре. Чаще всего должны присутствовать следующие компоненты: УДК (универсальную десятичную классификацию можно определить на сайте teacode.com/online/udc).
«НАЗВАНИЕ СТАТЬИ» Данные об авторе (авторах) АннотацияАннотация до 500 знаков (3-4 строчки) передает краткое содержание доклада, ключевые мысли всего текста. Ключевые слова – обычно это 5-6 слов.Текст доклада, который состоит из следующих блоков:Актуальность. Значение исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. В чем новое решение проблемы. Основная часть, которая по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо описать цель работы, методику, результаты (положительные и отрицательные) и т.д. Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература». Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется. Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации. Мастер-класс. Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. Поташник М.М. характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы. Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек). Структура проведения мастер-класса: 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
2. Представление занятия
3. Проведение занятия (мастер-класса)
4. Рефлексия
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса могут использоваться следующие критерии: Актуальность и социальная значимость. Технологичность и оптимальность. Четкий алгоритм мастер-класса. Экономичность используемых средств на занятии, их сочетание и соотношение с результатом. Артистичность. Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. Преемственность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность в мастер-классе. Результативность. Эффективность для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Перспективность. Если есть перспектива развития и применения данного опыта на практике.
Список использованной литературы:
|