Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методическая памятка

«Технология обобщения и презентации

опыта работы»

              

                                                                                                                     Cоставитель: Методист МБУ ДО ДДТ г. Байкальска Бычкова Е.В.

г. Байкальск

2024 г.

 

Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:

  • как образец хорошей работы;
  • как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
  • как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.

То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта – выбор темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием школьников и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.

Формы обобщения:

¨       доклад (на МО, педсовете, педчтениях и т.д.);

¨       статья (в журнале, бюллетени, и т.д.);

¨       наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);

¨       рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;

¨       отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);

¨       тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).

Сегодня мы подробно остановимся на таких формах обобщения опыта работы как доклад, статья и мастер-класс.

Доклад.

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, свои взгляды на нее, а также собственные результаты и выводы.

В докладе соединяются три качества педагога как исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “таким образом”;
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Общая структура доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы доклада (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
  1. Актуальность работы (чем интересно данное направление, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему педагогом выбрана именно эта тема).
  2. Воспроизводимость (адресная направленность). Возможность использования опыта другими педагогами.
  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).
  5. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  6. Результаты работы. Краткое изложение новой информации, которую получил педагог в процессе своей деятельности. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. Укажите также длительность периода, в который вы проводили описываемый опыт. При обобщении своего опыта обязательно учтите недочеты, трудности, ошибки, которые возникали в процессе педагогической деятельности. Опишите их, чтобы предупредить о возможных сложностях в применении тех или иных методов работы.
  7. Выводы. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Требования к оформлению письменного доклада.

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада).
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
  • Список литературы.

Несколько советов о том, как готовить доклад и блестяще выступить перед аудиторией.

  • Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Используйте дополнительную литературу не для того, чтобы повторить еще раз сказанное, а для того, чтобы углубить сведения, сделать выводы.
  • Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание, результаты и выводы.
  • Продолжительность выступления обычно не превышает 5-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию.
  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
  • Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ваши ученики.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который будет высоко оценен слушателями.

Статья.

Как правило, каждое периодическое издание, которое публикует статьи, имеет свои требования к их оформлению. Но есть определенные требования к ее структуре. Чаще всего должны присутствовать следующие компоненты:

УДК (универсальную десятичную классификацию можно определить на сайте teacode.com/online/udc).

«НАЗВАНИЕ СТАТЬИ»

Данные об авторе (авторах)

Аннотация

Аннотация до 500 знаков (3-4 строчки) передает краткое содержание доклада, ключевые мысли всего текста.

Ключевые слова – обычно это 5-6 слов.

Текст доклада, который состоит из следующих блоков:

Актуальность. Значение исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. В чем новое решение проблемы.

Основная часть, которая по объему занимает центральное место в вашей статье. Здесь необходимо описать цель работы, методику, результаты (положительные и отрицательные) и т.д.

Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Литература оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1-84.
  2. Автор, название публикации. Адрес сайта в интернете.

Если Вы используете чьи-то мысли, цитаты и материалы, делайте ссылку на них в разделе «Литература».

Не используйте никаких лишних выделений в тексте, кроме полужирного и курсива (и только, если разрешено требованиями к публикации редакционного совета), также не стоит применять цвет, так как он при печати потеряется.

Если в текст необходимо вставить рисунки, схемы и таблицы, оформляйте их строго по правилам, указанным издательствам, в противном случае, вашу статью могут не принять к публикации.

Мастер-класс.

Мастер-классэто главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. Поташник М.М. характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Мастер-класс проводится в малых группах (7-15 человек).

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Представление педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  • Описание передового опыта, представляемого педагогом.

2. Представление занятия

  • Рассказ педагога о проекте занятия.
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту.

3. Проведение занятия (мастер-класса)

  • Мастер исполняет роль консультанта, организует деятельность слушателей и управляет ею.
  • Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.

4. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса могут использоваться следующие критерии:

Актуальность и социальная значимость.

Технологичность и оптимальность. Четкий алгоритм мастер-класса. Экономичность используемых средств на занятии, их сочетание и соотношение с результатом.

Артистичность. Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Преемственность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность в мастер-классе.

Результативность. Эффективность для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Перспективность. Если есть перспектива развития и применения данного опыта на практике.

 

 

Список использованной литературы:

  1. «Как написать доклад?». http://www.doklada.net/
  1. Лисицына  О. С. «Пишем доклад». http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-doklad.htm
  2. «Советы при написании эссе, доклада, тезисов. Рекомендации по подготовке к выступлению перед аудиторией». http://www.magistrant.ru/stat4.htm
  3. «Требования к оформлению научной статьи». http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0063.htm
  4. Как подготовить и провести методический мастер-класс по обмену опытом.http://den-za-dnem.ru/school.php?item=167
  5. Организация и проведение мастер-классовhttp://www.openclass.ru/wiki-pages/51789
  6. Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"http://festival.1september.ru/articles/515316/